Способы декорирования
Декорирование – техническая операция, заключающаяся в нанесении декора с целью повышения эстетических качеств изделия.
Рельефное декорирование выполняется при нанесении рельефного рисунка во время прессования изделия.
Отделка штампованием. Выполняют валиком с имеющимся на нем рельефным рисунком, который прокатывают по плитке сосвеженанесенной глазурью. Во время такой операции часть глазури снимается валиком и образуется контрастный рисунок.
Методом штампа можно наносить краску на обожженную глазурованную плитку, которая затем повторно обжигается (краска, таким образом, закрепляется).
Сериография – получение одноцветных или многоцветных рисунков. Включает следующие операции:
1.получение фотоснимка рисунка;2. изготовление трафаретов;3. приготовление связующего вещества и мастик;4.нанесение рисунка на плитки при помощи трафаретов;5.глазурование;6.обжиг.
Декалькомания – перевод рисунка с бумаги на керамическое изделие. Позволяет получить цветные плитки с рисунками любой сложности. Декали – переводные картинки, выполненные с использованием цветных керамических пигментов. Рисунок
закрепляется обжигом при t = 700…720 °С. Перевод картинок осуществляется на подогретую плитку с t =125…145 °С
Подглазурные и надглазурные краски – высокотемпературные краски на основе керамических пигментов. На керамическом изделии закрепляются обжигом.
Подглазурные краски имеют широкий диапазон цветов и оттенков, они очень прочны, так как прикрыты глазурью.
Красители этих красок не должны разлагаться и растворяться в глазури. Используют: оксид кобальта – для синего цвета, оксид никеля – для коричневого, оксид меди – для зеленого и сине-зеленого, оксид марганца – для коричневого и фиолетового, оксид железа – для желтого и красного, оксид урана – для желтого, оксид хрома – для зеленого, благородные металлы (золото, платина, окись иридия) – для розового, серого и черного цветов.
При температурахвыше 1200 °С эти оксиды все же теряют свою яркость, частично растворяются в расплаве глазури и могут восстанавливаться. Для повышения стойкости при обжиге их переводят в соединения типа шпинели или другие силикаты.
Для обеспечения хорошей связки краски с глазурью и изделием в подглазурные краски вводят до 20 % глазури.
Надглазурные (муфельные) краски по сравнению с подглазурными имеют меньший блеск и стираются с черепка при долгом употреблении. Они состоят из красителя в соединении с флюсом, который подбирается в зависимости от свойств красителя. Эти краски должны приставать к глазури и иметь красивый блеск. Закрепляют краски на изделиях путем специального обжига при температуре 600–900 °С. Механизм закрепления краски сводится к следующему. При 300–500 °С выгорают органические вещества, на которых затворялась краска (скипидар, канифоль и др.); при 650–700 °С и выше начинает размягчаться глазурь на изделиях и расплавляется флюс краски, благодаря чему она прочно связывается с глазурью. Во избежание восстановления, а следовательно, и разложения красок обжиг должен быть окислительным, поэтому декорирование изделий производят в печах муфельного типа или электропечах. Наиболее эффективные из них: туннельные и туннельно-кольцевые (с вращающимся подом).
Мраморовидное декорирование представляет собой набрызгивание различных по цвету глазурей при помощи распылительного пистолета или устройств, расположенных над проходящими по конвейеру изделиями с только что нанесенной на них глазурью.
Ангобирование. Ангоб – покрытие из белой или цветной глины, нанесенное тонким слоем на поверхность необожженного изделия. Лицевая поверхность получается матовой, маскируется грубая текстура керамики и ее цвет. Ангобировать изделия можно пластическим способом, нанося фактуру одновременно с формованием изделия на ленточных прессах, а также пульверизацией, окунанием, поливом, обмазкой.